Требование заказчиками сертификата ГОСТ РПО 2016:2018 в сфере корпоративных и государственных закупок

20.03.2019

В сфере закупок есть случаи, когда тот или иной заказчик требует от участников включить в заявочный пакет копию сертификата РПО (регистра проверенных организаций). С одной стороны, ничего предосудительного в этом нет, так как заказчик хочет иметь гарантию надежности. С другой стороны, такую инициативу не всегда одобрительно оценивает антимонопольный орган. Анализ подобных ситуаций свидетельствует, что требование заказчика может классифицироваться как:

  • правомерное, если это не противоречит положению о закупках;
  • неправомерное (если это требование – обязательное и квалификационное);
  • неправомерное (когда в документе о закупках не указывают серу действия сертификата).

При этом заказчик должен иметь в виду следующие существенные моменты:

  • в законе № 223-Ф3 нет запрета на то, что заказчик требует от участника копию документа РПО;
  • в законе № 135-Ф3 запрещены действия, которые могут привести или приводят к таким недопустимым вещам, как недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
  • заказчик должен аргументировать свои требования к предъявлению сертификата РПО, указав область сертификации и прочие нюансы.

Вот конкретные примеры позиций антимонопольных структур.

Позиция первая:

Требование приложить к заявке копию документа о добровольной сертификации ГОТ РПО 2016:2018 правомерно. Такое решение принято УФАС России от 3 декабря 2016 года. Основанием был характер действий заказчика – ремонтные работы в общежитиях, являющихся социальными объектами особой значимости. Поскольку к таким объектам всегда приковано пристальное внимание контролирующих и прочих органов, заказчик решил получить гарантию надежности, и потребовал сертификат. Аналогичные решения были приняты Краснодарским УФАС России 30 декабря 2016 года, Санкт-Петербургским УФАС России – 14 августа 2016 года, Московским областным УАФС России – 9 декабря 2017 года и иными уполномоченными на подобные решения органами.

Позиция вторая:

Наличие в документе о закупке требования предъявить в заявке копию документа о наличии добровольной сертификации ГОСТ РПО 2016:2018 правомерно, если такое требование не запрещается положением о данной закупке. Такую позицию занял, в частности, Архангельский УФАС России в своем решении от 25 июля 2017 года. Он учел тот момент, что заказчик включил в документы о закупке требование о предоставлении сертификата РПО. Однако это вошло в противоречие с известным требованием о том, что вносить подобные требования заказчик (организатор) не может в соответствии с Положением о закупке.

Позиция третья:

Появление требования об обязательном предоставлении копии документа о добровольной сертификации РПО неправомерно в том случае, когда оно одновременно является не только обязательным для всех участников, но и квалификационным. Такая логичная аргументация использована, в частности, в решении ФАС России от 11 февраля 2017 года. Основанием для принятия такого решения стал тот ключевой аргумент, что в результате такого требования был недопустимо ограничен круг участников закупки, нарушены требования фундаментального Положения о закупке, а также известного закона № 223-Ф3. На этом же заседании было отмечено также, что сформированный заказчиком порядок оценки присланных заявок не позволил объективно присваивать им  максимальную сумму балов, то есть отрицательно казался на результатах отбора.

Источник