Какие изменения в области лицензирования МЧС вступили в силу к 2023 году?

МЧС России рекомендует учитывать при подготовке к лицензированию и в дальнейшей работе ряд требований, прописанных во вступивших в силу к 2023 году нормативных документов.

Постановлением Правительства РФ № 2356 от 20.12.2022г. (опубликовано на сайте Правительства РФ 23.12.2022 и вступило в силу 31.12.2022г.), внесены новые и закреплены ранее принятые изменения в постановление №1128 от 28 июля 2020г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (срок действия документа – по 1 сентября 2026г.).

Согласно исправленной и дополненной версии ПП РФ №1128, устанавливается:

  • п.п. «В» п.4 — требование по назначению работника, ответственного за осуществление лицензируемых видов деятельности. Данный специалист должен отвечать следующим требованиям:
    • обладать высшим или средним профобразованием по специальности «Пожарная безопасность», или высшим образованием по направлению «Техносферная безопасность» (профиль «Пожарная безопасность»), либо иметь иное высшее образование и к нему дополнительное профобразование по типовой доп. программе – программе профподготовки (для получения лицензии, сведения о документах, подтверждающих необходимое образование и квалификацию ответственного работника, в составе заявления, подаются соискателем – лицензирующему органу);
    • иметь стаж работы по лицензируемой деятельности не менее 5 лет, либо опыт службы в учреждениях ФПС ГПС, связанных с лицензируемой деятельностью(для получения лицензии, сведения, подтверждающие наличие стажа у ответственного работника, в составе заявления, подаются соискателем – лицензирующему органу);
    • по лицензируемым видам деятельности работать по договору только с одним юрлицом или индивидуальным предпринимателем.
  • п.п. «Г» п.4 прописывается минимальное число работников, в зависимости от количества лицензируемых видов работ (в том числе ответственный специалист):
    • до 2-х видов работ – не менее 2-х работников;
    • 3-4 вида работ – не менее 3-х человек;
    • 5 и более видов работ – не менее 5-и работников.
  • сотрудники компании-лицензиата, не реже, чем раз в 5 лет обязаны повышать квалификацию.
  • лицензиатам вменяется в обязанность через Госуслуги уведомлять МЧС, не менее чем за 5 дней о начале работ на объекте и не позднее 5 дней после из завершения – об окончании.

Федеральный закон №168-ФЗ от 11.06.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и ст. 1 и 22 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», внес коррективы в лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, а также в лицензирование деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Так:

  • ст. 24,24.1, 24.2 и 24.3 Федерального закона №69-ФЗ определил ряд особенностей по предоставлению и ведению реестра лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, по порядку приостановления и/или аннулирования лицензии, а также доп. условия осуществления лицензионной деятельности;
  • ст.24.3 Федерального закона №69-ФЗ определяет местом осуществления лицензируемых видов деятельности юрлица только адрес места нахождения и/или филиала;
  • все необходимое для осуществления лицензируемых видов деятельности: оборудование, техсредства, включая средства измерений, соискатель лицензии/лицензиат обязан иметь на правах собственности и/или иных законных основаниях, дающих права владения и пользования – по месту/ам осуществления лицензируемых видов деятельности, включая места проведения временных работ;
  • Федеральный закон №168-ФЗ, взамен планового контроля лицензиатов, вводит необходимость периодического подтверждения соответствия лицензиатов лицензионным требованиям;
  • ст.3 Федерального закона №168-ФЗ, привязывает время подачи подтверждения соблюдения лицензиатом лицензионным требованиям к дате выдачи лицензии:
    • для лицензий, полученных до 1 января 2012г. – в течение года с 9 декабря 2021г.;
    • для лицензий, полученных с 1 января 2021 по 31 декабря 2015г. – в течение второго года;
    • для лицензий, полученных после 1 января 2016г. – если лицензии больше трех лет – в течение третьего года.

    Подтверждение соблюдения лицензионных требований лицензиатом осуществляется путем предоставления в лицензирующий орган информации, согласно порядка, прописанного Федеральным законом №99-ФЗ от 4 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» — каждые 3 года со дня предоставления лицензии.

  • согласно ст. 24.2 Федерального закона №69-ФЗ, лицензирующий орган имеет право приостановить, либо инициировать аннулирование лицензии. Поводом для приостановки может послужить систематическое (не менее 2-х раз в течение 3-х лет), либо грубое нарушение лицензиатом установленных положением о лицензировании требований.Для устранения выявленных нарушений, повлекших приостановку лицензии, устанавливается не более чем 90-дневный срок. При этом приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми систематические нарушения, без предварительного предупреждения лицензиата и предоставления времени на устранение нарушений (согласно установленного Правительством РФ порядка) – не допускается.

Если лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований в установленные сроки, лицензирующий орган инициирует судебный процесс по аннулированию лицензии.

Решением суда лицензия, по заявлению лицензирующего органа (выдавшего лицензию), лицензия может быть аннулирована, если:

  • нарушение лицензиатом лицензионных требований привело к:
    • причинению тяжкого вреда здоровью граждан;
    • причинению вреда здоровью средней тяжести двух и более граждан;
    • причинению вреда животным, растениям, окружающей среде;
    • причинению вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ;
    • возникновению ЧС техногенного характера;
    • нанесению ущерба правам, законным интересам граждан;
    • нанесению ущерба обороне страны и безопасности государства.
  • информация, предусмотренная ст. 24.3 Федерального закона №69-ФЗ не была предоставлена в установленный срок, либо оказалась искаженной и/или недостоверной;
  • лицензиат в установленные сроки не устранил выявленные нарушения лицензионных требований.

Одновременно с подачей заявления в суд, лицензирующий орган (выдавший лицензию) приостанавливает действие лицензии до момента вступления решения суда в законную силу.

Порядок принятия решения о приостановлении действия лицензии и действий лицензирующего органа при выявлении систематических или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, определен Правительством РФ.

Решение о приостановлении и/или аннулировании лицензии, в установленном законодательством РФ порядке, может быть обжаловано.

С 1 марта 2022 года, внесены изменения в приложение к постановлению Правительства РФ №1128 от 28.07.2020 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

  • виды работ, в прежней версии приложения, представленные по отдельности пунктами 5 и 6, объединены в один вид работ: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов»;
  • под пунктом 6 выделен новый вид работ: «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ»