Приказ ФСБ от 25.03.2023 Лицензирование криптографии по Постановлению 313

03.04.2023

Выдержки для лицензирования по положению 313 криптография:

Краткое содержание
II. Организация плановой проверки
III. Организация внеплановой проверки
IV. Проведение документарной проверки
V. Проведение выездной проверки
VI. Оформление результатов проверки

Осуществление лицензионного контроля:

за разработкой, производством, распространением шифровальных (криптографических) средств, информационных и телекоммуникационных систем, выполнением работ, оказанием услуг в области шифрования информации, техническим обслуживанием шифровальных (криптографических) средств;

II. Организация плановой проверки

10. Плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов проведения плановых проверок лицензиатов, утверждаемых начальниками лицензирующих органов <2>.
———————————
<2> Далее — планы проверок.

Основания для включения плановой проверки лицензиата в план проверок указаны в пунктах 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона.
Планы проверок разрабатываются в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.
11. В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, лицензирующие органы направляют проекты планов проверок в органы прокуратуры <3>.
———————————
<3>Часть 6 статьи 9 Федерального закона.

12. Органы прокуратуры рассматривают проекты планов проверок на предмет законности включения в них лицензиатов и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения начальникам лицензирующих органов об устранении выявленных замечаний и о проведении при возможности в отношении отдельных лицензиатов совместных плановых проверок <4>.
———————————
<4>Часть 6.1 статьи 9 Федерального закона.

13. Лицензирующие органы рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные планы проверок <1>.
———————————
<1>Часть 6.2 статьи 9 Федерального закона.

14. Территориальные органы безопасности представляют до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные планы проверок в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России <2>.
———————————
<2>Часть 7.1 статьи 9 Федерального закона.

15. Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляет и представляет руководству ФСБ России для утверждения план проверок, в том числе включающий сведения утвержденных планов проверок, представленных территориальными органами безопасности <3>.
———————————
<3>Часть 7.2 статьи 9 Федерального закона.

16. Планы проверок подготавливаются с соблюдением требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, и информации о деятельности органов федеральной службы безопасности, составляющей профессиональную тайну.
В случае, если планы проверок содержат сведения, составляющие государственную тайну, или информацию о деятельности органов федеральной службы безопасности, составляющую профессиональную тайну, такие планы на официальном сайте ФСБ России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не размещаются.
17. О проведении плановой проверки лицензиат, в отношении которого она будет проводиться, уведомляется лицензирующим органом не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа начальника лицензирующего органа о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом <4>.
———————————
<4>Часть 12 статьи 9 Федерального закона.

При необходимости окажем помощь в обучении Ваших специалистов по «Защите информации» в соответствии с лицензионными требованиями.

ЛИЦЕНЗИРУЕМ ПОД КЛЮЧ!!!

Наша работа — экономить Ваше время для более эффективных задач.

Звоните +7 (843) 203-44-46 для консультаций по всем вопросам получения лицензий ФСБ в Казани и РТ.

III. Организация внеплановой проверки

18. Внеплановые проверки лицензиатов проводятся в соответствии с приказами начальников лицензирующих органов, издаваемыми при наличии оснований для проведения внеплановой проверки, указанных в пункте 1, подпунктах «а» и «б» пункта 2 и пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона.
19. Внеплановая выездная проверка лицензиата может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, лицензирующим органом после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности такого лицензиата <1>.
———————————
<1>Часть 5 статьи 10 Федерального закона.

В день подписания приказа начальника лицензирующего органа о проведении внеплановой выездной проверки лицензиата по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, в целях согласования ее проведения лицензирующий орган представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности лицензиата заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки, оформляемое в соответствии с типовой формой заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141. К этому заявлению прилагаются копия приказа начальника лицензирующего органа о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения <2>.
———————————
<2>Часть 8 статьи 10 Федерального закона.

Внеплановая выездная проверка лицензиата по основаниям, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, проводится после получения лицензирующим органом решения прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или его копии.
20. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпунктах «а» и «б» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона, лицензиат уведомляется лицензирующим органом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, позволяющим подтвердить факт получения лицензиатом уведомления.

IV. Проведение документарной проверки

21. Предметом документарной проверки лицензиата являются сведения, содержащиеся в документах лицензиата, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им лицензионных требований и предписаний лицензирующих органов об устранении нарушений.
22. Документарная проверка (плановая или внеплановая) проводится по месту нахождения лицензирующего органа <1> и начинается не ранее даты начала проверки, указанной в приказе начальника лицензирующего органа о ее проведении.
———————————
<1>Часть 2 статьи 11 Федерального закона.

23. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами лицензирующего органа, уполномоченными на проведение проверки, в первую очередь рассматриваются документы лицензиата, имеющиеся в распоряжении лицензирующего органа, в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах проверочных мероприятий, осуществленных в отношении лицензиата <1>.
———————————
<1>Часть 3 статьи 11 Федерального закона.

В случае, если при проведении документарной проверки достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении лицензирующего органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение лицензиатом лицензионных требований, соблюдение которых проверяется, лицензирующий орган направляет лицензиату мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа начальника лицензирующего органа о проведении документарной проверки <2>.
———————————
<2>Часть 4 статьи 11 Федерального закона.

В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса лицензиат обязан направить в лицензирующий орган указанные в запросе документы <3>.
———————————
<3>Часть 5 статьи 11 Федерального закона.

Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью лицензиата (его законного или уполномоченного представителя). Лицензиат вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью <4>.
———————————
<4>Часть 6 статьи 11 Федерального закона.

24. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных лицензиатом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у лицензирующего органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется лицензиату с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме <5>.
———————————
<5>Часть 8 статьи 11 Федерального закона.

Лицензиат, представляющий в лицензирующий орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта сведений, вправе представить дополнительно в лицензирующий орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов <1>.
———————————
<1>Часть 9 статьи 11 Федерального закона.

Должностные лица лицензирующего органа, которые проводят документарную проверку, обязаны рассмотреть представленные лицензиатом (его законным или уполномоченным представителем) пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений лицензирующий орган установит признаки нарушения лицензионных требований, соблюдение которых проверяется, должностные лица лицензирующего органа вправе провести выездную проверку, о проведении которой издается приказ начальника лицензирующего органа <2>.
———————————
<2>Часть 10 статьи 11 Федерального закона.

V. Проведение выездной проверки

25. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах лицензиата сведения, а также соответствие работников лицензиата, состояние используемых лицензиатом при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, выполняемая работа, предоставляемые лицензиатом услуги и принимаемые им меры по исполнению лицензионных требований <3>.
———————————
<3>Часть 1 статьи 12 Федерального закона.

26. Выездная проверка (плановая или внеплановая) лицензиатов проводится по месту (местам) их фактического нахождения и осуществления лицензируемых видов деятельности <4> и начинается не ранее даты начала проверки, указанной в приказе начальника лицензирующего органа о ее проведении.
———————————
<4>Часть 2 статьи 12 Федерального закона.

27. Выездная проверка начинается с предъявления служебных удостоверений должностными лицами лицензирующего органа, обязательного ознакомления лицензиата с приказом начальника лицензирующего органа о назначении выездной проверки и полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения <1>.
———————————
<1>Часть 4 статьи 12 Федерального закона.

28. Лицензиат обязан предоставить должностным лицам лицензирующего органа, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым лицензиатом оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам <2>.
———————————
<2>Часть 5 статьи 12 Федерального закона.

29. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), повлекшими невозможность проведения проверки, должностные лица лицензирующего органа составляют акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае лицензирующий орган в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении такого лицензиата соответственно плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в план проверок и без предварительного уведомления лицензиата <1>.
———————————
<1>Часть 7 статьи 12 Федерального закона.

VI. Оформление результатов проверки

30. По результатам проверки составляется акт проверки <2> в соответствии с типовой формой акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.
———————————
<2>Часть 1 статьи 16 Федерального закона.

31. К акту проверки прилагаются (при наличии) объяснения лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), его работников, ответственных за соблюдение лицензионных требований, предписание об устранении нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии <3>.
———————————
<3>Часть 3 статьи 16 Федерального закона.

32. Акт проверки подписывают все принявшие участие в проверке должностные лица лицензирующего органа.
33. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается лицензиату (его законному или уполномоченному представителю) под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия лицензиата (его законного или уполномоченного представителя), а также в случае отказа лицензиата дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт проверки направляется в адрес лицензиата в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона.
34. В случае, если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки <1>.
———————————
<1>Часть 6 статьи 16 Федерального закона.

35. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации <2>.
———————————
<2>Часть 7 статьи 16 Федерального закона.

36. Должностными лицами лицензирующего органа в журнале учета проверок <3> осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании лицензирующего органа, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц лицензирующего органа, проводивших проверку, ставятся их подписи <4>.
———————————
<3> Типовая форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, утверждена приказом Минэкономразвития России N 141.
<4>Часть 9 статьи 16 Федерального закона.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись <5>.
———————————
<5>Часть 11 статьи 16 Федерального закона.

37. Лицензиат, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки и (или) предписании об устранении нарушений, в течение пятнадцати календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий лицензирующий орган в письменной форме возражения и приложить документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии <6>.
———————————
<6>Часть 12 статьи 16 Федерального закона.

При необходимости окажем помощь в обучении Ваших специалистов по «Защите информации» в соответствии с лицензионными требованиями.

ЛИЦЕНЗИРУЕМ ПОД КЛЮЧ!!!

Наша работа — экономить Ваше время для более эффективных задач.

Звоните +7 (843) 203-44-46 для консультаций по всем вопросам получения лицензий ФСБ в Казани и РТ.