Изменения в Законе о недрах 2015

Изменения в порядке получения лицензий на добычу подземных вод

Изменения в законе «О недрах» от 01 января 2015 г.
Функции распорядителя недр для участков с объемом добычи подземных вод менее 500 м³/час переданы с федерального уровня на уровень субъектов РФ.
Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.
Какие требования для скважин с объемом добычи менее 100 м³/сут остались в силе?

С 01.01.2015 г. вступили в силу изменения в законе «О недрах» (N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г.).

В соответствие с новой редакцией ст. 2.3 закона «О недрах», участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, отнесены к участкам недр местного значения.

В соответствие с п. 7 ст. 4 закона «О недрах», предоставление права пользования участками недр местного значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что функции распорядителя недр для участков с объемом добычи пресных подземных вод мене 500 м³/сут переданы с федерального уровня на областной и теперь за выдачу лицензий на пользование недрами с целью геологического изучения участка недр для водоснабжения или с целью добычи подземных вод должны быть ответственны органы природопользования областного уровня. Так, например, в субъекте РФ Республика Татарстан, это – Министерство экологии и природных ресурсов РТ.

Указанные изменения могут повлечь за собой неприятные последствия для недропользователей, которые планировали в 2015 г. оформить лицензию на пользование недрами для целей водоснабжения, хотели проводить работы по геологическому изучению участка недр, а также для тех, у кого истекает срок действия ранее выданных лицензий на пользование недрами.

Дело в том, что областные структуры, на которые возложены функции распорядителя недр, не имеют действующих Административных регламентов на проведение таких процедур, как выдача или переоформление лицензий на пользование недрами для целей водоснабжения, проведения экспертизы запасов подземных вод, проведения экспертизы технических проектов разработки месторождений подземных вод. Соответственно, государственные организации областного уровня не готовы выполнять указанные функции, поскольку не имеют для этого нормативно-правовой базы.

Опыт наших работ с областными структурами показывает, что разработка новых Административных регламентов с последующей регистрацией в Минюсте занимает от полугода до года.

Соответственно, с высокой долей вероятности можно дать прогноз, что раньше середины или даже конца 2015 года никакие действия по выдаче лицензий на воду, реализации экспертизы проектов или отчетов с оценкой запасов подземных вод в рамках требований, изложенных в условиях пользования недрами к ранее выданным лицензиям, выполняться не будут. Получить лицензию, переоформить лицензию, выполнить условия пользования недрами к лицензии – будет невозможно.

Аналогичная ситуация, например, наблюдалась в прошлом году с проектами разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых после передачи на областной уровень месторождений строематериалов. В некоторых регионах, в течение 9 месяцев экспертиза таких проектов – не проводилась. На все обращения недропользователи получали отказ.

Для участков недр с объемом добычи менее 100 м³/сут отменены требования о проведении оценки запасов подземных вод.

Федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. внесены изменения в части первую и вторую статьи 29 закона «О недрах», регулирующую процедуру подсчета запасов полезных ископаемых, в том числе, пресных подземных вод.

Части первая и вторая статьи 29 закона «О недрах» в новой редакции звучат следующим образом:
«В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, за исключением запасов подземных вод на участках недр местного значения, предоставляемых для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.»

Также, федеральным законом N 459-ФЗ от 29 декабря 2014 г. отменено требование о разработке и утверждении проектов разработки месторождений для участков недр с объемом добычи подземных вод менее 100 м³/сут.

Часть 2 статьи 23 закона «О недрах» в новой редакции звучит следующим образом:
«Разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки, и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами.»

Таким образом, требования об обязательном проведении процедуры оценки запасов подземных вод для одиночных водозаборов признано избыточным. По логике, региональные государственные органы, ответственные за природопользование, теперь должны выдавать лицензии на пользование недрами для целей добычи подземных вод без проведения работ по подсчету запасов подземных вод.

Однако, в виду отсутствия действующих Административных регламентов, на сегодняшний день не ясно, каким образом будет происходить процедура выдачи лицензий на пользование недрами с целью добычи подземных вод и какие требования будут выдвигаться к комплекту исходных документов, прилагаемых к заявке на получение лицензии.

В создавшейся ситуации, накопленный опыт позволяет специалистам Научно-производственной группы «Тектоника» дать обоснованные рекомендации по проведению работ по легализации водозаборных скважин в переходный период.

Какие требования к водозаборным скважинам с объемом добычи до 100 м³/сут остались в силе?

Отмена обязательной оценки запасов подземных вод – это, безусловно, серьезное послабление для водопользователей, эксплуатирующих скважины для водоснабжения небольших предприятий и организаций, баз отдыха, детских лагерей.

Ранее, процедура геологического изучения недр с оценкой запасов подземных вод занимала по продолжительности не менее 1,5 лет и приводила к существенному удорожанию работ по оформлению лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод.

Отмена оценки запасов подземных вод позволит существенно снизить стоимость легализации водозаборных скважин.

Однако, несмотря на то, что значительная часть требований исключена из процедуры легализации скважин водопользования, а другая часть, ввиду временно отсутствия нормативно-правовой базы, остается под вопросом, существует целый ряд позиций, которые совершенно точно не будут отменены и должны быть реализованы при эксплуатации подземного водозабора.

Прежде всего, это требования касательно режима эксплуатации подземного водозабора и проведения объектного мониторинга.

Мониторинг подземных вод в обязательном порядке включает в себя проведение режимных наблюдений за объемом добычи подземных вод, положением уровня подземных вод в водозаборных скважинах и регулярный отбор проб для выполнения бактериологического, химического и радиологического исследования воды.

Для выполнения режимных наблюдений каждая водозаборная скважина должна иметь соответствующее техническое оснащение:
— на всех эксплуатационных и резервных скважинах на устье должен быть установлен расходомер;
— все имеющиеся скважины должны быть обеспечены пьезометрическими трубками для измерения положения уровня подземных вод в скважине;
— на устье каждой скважины должен быть оборудован кран для отбора проб воды.

На водозаборе назначается ответственное лицо, в должностные обязанности которого входит ведение журналов учета количества добытой воды, журнала измерения положения уровней и журнала отбора проб, а также возлагается ответственность за контроль технического состояния скважины.

Все формы журналов режимных наблюдений, которые необходимо вести на скважине, приведены в Методических рекомендациях по организации и ведению мониторинга подземных вод на мелких групповых водозаборах и одиночных эксплуатационных скважинах (МПР РФ, 2000 г.).

Результаты режимных наблюдений сдаются в виде отчетности распорядителю недр, а также в региональное бассейное водное управление.

На основании показания счетчиков производится выплата водного налога.

Регулярный отбор проб воды из водозаборной скважины производится в соответствие с СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

В соответствие с таблицей 6 и главой 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 (приложение), отбор проб на органолептические и микробиологические показатели из скважин (подземных источников) должен выполняться юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, не реже 4 раз в год по сезонам года. Анализ воды на органические и неорганические вещества (так называемый, полный хим. анализ), а также проба воды на радиологические исследования (соответствие воды нормам радиационной безопасности), должны отбираться не реже 1 раза в год.
В связи с необходимостью соблюдения норм законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической защиты населения, для всех водозаборных скважин, используемых для питьевого водоснабжения, должны быть получены соответствующие заключения органов санэпиднадзора на возможность использования подземных вод в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения и на проект организации зоны санитарной охраны водозабора. Эти требования пока никто не отменял и вряд ли отменит.

Для того, чтобы определить, какие именно требования могут быть выдвинуты к эксплуатации того или иного водозаборного сооружения, на нем должно быть проведено специальное гидрогеологическое обследование, включающие проведение опытно-фильтрационных работ и отбор полного комплекса проб для проведения лабораторных исследований подземных вод.

Приложение.
Выдержка из СанПиН
4. Контроль качества питьевой воды
4.1. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль.
4.2. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
4.3. Количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований, устанавливаются с учетом требований, указанных в табл. 6.