Что изменится в лицензировании медицинской деятельности к 2022-му году:
Правительство актуализирует порядок лицензирования медицинской деятельности и лицензируемыевиды медицинских услуг.
Предлагается ввести изменения с 1 сентября 2021 года.
Также предлагается признать утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291–т.е. действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности с перечнем лицензируемых видов медицинских услуг.
Правительством РФ, в соответствии с действующим законодательством, подготовлен проект постановления «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятель6ности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»». С принятием законопроекта будут признаны утратившими силу ряд профильных актов Правительства РФ.
Проект уточняет перечень требований, обязательных для исполнения соискателем лицензии, намеренным осуществлять деятельность/оказание услуг, в том числе по трансплантации/пересадке органов и/или тканей. В частности, речь идет о приведении в соответствие нормам ч.1 ст.4 ФЗ №4180-1 (ограничении) круга медорганизаций, имеющих право осуществлять деятельность по забору, заготовке и транспортировке органов и/или тканей человека. Согласно проекту проставления, медорганизация, намеренная осуществлять такую деятельность обязана получить лицензию и после этого подать заявку в Минздрав РФ о внесении ее в соответствующий перечень учреждений здравоохранения
Документом также предусмотрены лицензионные требования о соблюдении правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, а также положений об организации оказания медицинской помощи, организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков организации и проведения медицинских экспертиз, порядков проведения медицинских осмотров, порядков проведения медицинского освидетельствования.
Кроме того, в документе отображен обновленный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Всего 132 пункта.В сравнении с предшествующим вариантом списка, из нового исключены работы/услуги по:
— абдоминальной хирургии;
— наркологии;
— гигиене в стоматологии;
— неотложной медицинской помощи;
— энтомологии;
— операционному делу;
— организации сестринского дела и управлению сестринской деятельностью;
— диабетологии и клинической микологии;
— санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
Кроме того, объединеныв единые направления следующие виды работ/услуг:
— «медицинская микробиология»– все работы/услуги по бактериологии, вирусологии, лабораторной микологии и паразитологии;
— «медицинские осмотры» – все, что касается предрейсовых, послерейсовых, предсменных, послесменныхосмотров;
— «судебно-медицинская экспертиза» (СМЭ) – все работы, предусматривающие проведение СМЭ,СМЭ вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической,СМЭ и исследованию трупа, судебно-медицинской экспертизы и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц;
— «амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза» — все работы, предусматривающие однородную и/или комплексную амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу;
— «стационарная судебно-психиатрическая экспертиза» — все работы, предусматривающие однородную и/или комплексную стационарную судебно-психиатрическую экспертизу.
Проект постановления пересматривает требования к уровню профессионального образования и наличии должной аккредитации у руководителя и заместителя руководителя медицинской организации, отвечающего за осуществление медицинской деятельности, а также ответственных за осуществление медицинской деятельности руководителей структурных подразделений медорганизаций. Кроме того, прописывается необходимость и частота прохождения специалистами повышения профессиональной квалификации.
Ожидается, что вносимые изменения вступят в силу уже 1 сентября 2021 года.
Проект признает утратившим силу аналогичное постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, а также внесенные в него изменения. Соответственно, ранее выданные лицензии, согласно проекту постановления, с целью приведения лицензионных требований в соответствие с вносимыми изменениями, подлежат обязательному переоформлению в течение года с момента вступления документа в силу.
Читайте также: Получение медицинской лицензии в Казани под ключ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее соответственно – проект постановления, Положение) подготовлен в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовыхактов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».
Согласно указанному постановлению до 1 сентября 2021 г. установлен срок действия Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
В связи с чем, в целях недопущения правового пробела в регулировании отношений, связанных с лицензированием медицинской деятельности, разработан проект постановления.
Проект постановления подготовлен в соответствии с действующими положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ), а также с учетом сложившейся правоприменительной практики постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».
Положение учитывает требования, содержащиеся в законопроекте № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Проектом постановления пересматриваются требования, предъявляемые к образованию руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности и руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности. Формулировки уточнены, приведены в соответствие с действующими нормами Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденного приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Кроме того, статьей 4 Закона Российской Федерации от 22.12.1992 № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (далее – Закон Российской Федерации) установлено, что:
забор и заготовка органов и (или) тканей человека, а также их трансплантация осуществляются в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека, а также правила осуществления деятельности указанных учреждений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Российской академией медицинских наук.
Проектом постановления предлагается уточнить требования к соискателю лицензии, намеренному выполнять заявленные работы (услуги) по трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, а именно – его соответствие лишь нормам части 1 статьи 4 Закона Российской Федерации, ограничивающей круг медицинских организаций, осуществляющих деятельность по забору, заготовке и трансплантации органов и (или) тканей человека, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии проектом постановления медицинская организация, намеренная при осуществлении медицинской деятельности выполнять работы (услуги) по изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации и по хирургии (трансплантации органов и (или) тканей) должна сперва получить соответствующую лицензию, лишь затем подавать заявку в Министерство здравоохранения Российской Федерации на внесение ее в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или) тканей человека, и (или) в перечень учреждений здравоохранения, осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей человека.
Также лицензионные требования предусматривают помимо обязанности соблюдения порядков оказания медицинской помощи также требование
о соблюдении правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, а также положений
об организации оказания медицинской помощи по видам оказания такой помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков организации и проведения медицинских экспертиз, порядков проведения медицинских осмотров, порядков проведения медицинского освидетельствования, всвязи с тем, что в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги), проведение которых регламентируется нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с пунктом 19 части 2 статьи 14, частью 5 статьи 32 и частью 5 статьи 40 Федерального закона № 323-ФЗ, и не может быть урегулировано порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми в соответствии со статьей 37 Федерального закона № 323-ФЗ.
Кроме того, предлагается обновленный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
Из Перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, исключаются следующие работы (услуги):
по «хирургии (абдоминальной)» в связи с отсутствием соответствующих специальностей в номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, и в Перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации
по программам ординатуры, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061;
по «наркологии», в связи с невозможностью самостоятельного осуществления медицинской деятельности фельдшером-наркологом (в соответствии
с рекомендуемыми штатными нормативами наркологического диспансера (наркологической больницы) (за исключением диспансерно-поликлинического отделения и палаты (блока) реанимации и интенсивной терапии), предусмотренными приложением № 23 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология», утвержденному приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н, должность фельдшера-нарколога (медицинской сестры) предусмотрена для обеспечения круглосуточной работы вкабинетах медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Вместе с тем, в проекте постановления содержится самостоятельная работа (услуга) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), регламентированному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»;
по «гигиене в стоматологии» в связи со следующим. Приказом Минобрнауки России от 11.08.2014 № 973 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 31.02.06 Стоматология профилактическая, наименование квалификации базовой подготовки – Гигиенист стоматологический (далее – ФГОС). Таким образом, гигиенист стоматологический, получивший среднее профессиональное образование по специальности «стоматологии профилактической», осуществляет деятельность в рамках работы (услуги) по «стоматологии профилактической», включенной в проект постановления. В соответствии с ФГОС гигиенист стоматологический готовится к следующим видам деятельности: диагностика и профилактика стоматологических заболеваний; проведение индивидуальной и профессиональной гигиены полости рта; санитарно-гигиеническое просвещение в области профилактики стоматологических заболеваний;
по «неотложной медицинской помощи» в связи с тем, что в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» неотложная медицинская помощь является формой оказания медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента. Кроме того, неотложная медицинская помощь должна оказываться всеми медицинскими работниками, осуществляющими медицинскую деятельность, в рамках своей основной специальности, в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и стандартами лечения;
по «энтомологии», так как энтомология занимается изучением насекомых, наносящих вред сельскому хозяйству, растениям, животным и человеку, а также насекомых-опылителей растений, производителей используемых человеком продуктов, почвообразователей и энтомофагов и напрямую не относится к медицинской деятельности. Энтомологические работы не выполняются по отношению к пациенту и потому не являются медицинским вмешательством, медицинской услугой и медицинской помощью;
по «операционному делу» в связи с невозможностью установления конкретных лицензионных требований к указанным работам (услугам) (не представляется возможным разработать соответствующие порядки оказания медицинской помощи), а также в связи с невозможностью самостоятельного осуществления медицинской деятельности операционной медицинской сестрой (невозможно без врача-специалиста);
по «организации сестринского дела», «управлению сестринской деятельностью» в связи с невозможностью установления конкретных лицензионных требований к указанным работам (услугам) (не представляется возможным разработать соответствующие порядки оказания медицинской помощи);
по «диабетологии» и «клинической микологии» в связи с отсутствием в Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, указанных специальностей, а также в связи с тем, что подготовка врачей-специалистов по указанным специальностям завершена;
по «санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям», поскольку в настоящее время ни в одной медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не существует подразделения по проведению санитарно-гигиенических лабораторных исследований. Санитарно-гигиенические лабораторные исследования проводятся только силами специализированных лабораторий. Основополагающим требованием согласно законодательству Российской Федерации является то, что данная лаборатория должна быть аккредитована в установленном порядке на выполнение соответствующих видов исследований. В отношении санитарно-гигиенических лабораторных исследований данное требование установлено пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.199 № 52-ФЗ «О санитарно-гигиеническом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ), которым установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарноэпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Таким образом, в ходе проведения санитарно-гигиенических лабораторных исследований осуществляется проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы, результаты данных исследований не используются в клинической лабораторной диагностике и для установления диагноза.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона № 52-ФЗ данная деятельность не может осуществляться без аккредитации лаборатории, проведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Согласно части 3 статьи 42 Федерального закона № 52-ФЗ порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, а также выдачи по их результатам санитарно-эпидемиологических заключений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Таким образом, законодательством Российской Федерации вопрос установления требований к выполнению работ по проведению санитарно-гигиенических лабораторных исследований уже урегулирован в рамках проведения обязательной процедуры аккредитации. В этой связи установление дополнительных требований к выполнению работ по проведению санитарно-гигиенических лабораторных исследований в рамках лицензирования медицинской деятельности является избыточным и приведет к дублированию требований, установленных в рамках аккредитации.
Работы (услуги) по «бактериологии», «вирусологии», «лабораторной микологии», «паразитологии» консолидированы в одну – «медицинскую микробиологию» в связи с тем, что приказом Минздрава России от 09.12.2019 № 996н Номенклатура специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденная приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н, дополнена специальностью «медицинская микробиология», предусматривающей подготовку специалистов по родственным микробиологическим субдисциплинам (бактериологии, вирусологии, микологии, паразитологии). В соответствии с приказом Минздрава России от 04.09.2020 № 939н в Номенклатуру должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденную приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н, введена должность «врач – медицинский микробиолог». Приказом Минздрава России от 04.09.2020 № 940н внесены изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 08.10.2015 № 707н, устанавливающие квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам по специальности «медицинская микробиология».
Работы (услуги) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным) объединены в работу (услугу) по по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным).
Предлагается дополнить работой (услугой) по «реабилитационному сестринскому делу» в связи с тем, что приказом Минтруда России от 31.07.2020 № 476н утвержден профессиональный стандарт «Медицинская сестра по реабилитации», согласно которому указанный специалист оказывает медицинскую помощь по профилю «реабилитационное сестринское дело».
Работы, предусматривающие проведение: судебно-медицинской экспертизы; судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико-криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно-гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико-токсикологической); судебно-медицинской экспертизы и исследованию трупа; судебно-медицинской экспертизы и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц, объединить в единый вид работы (услуги) – по судебно-медицинской экспертизе.
Работы, предусматривающие проведение однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы; комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы, объединить в единый вид работы (услуги) – амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза.В свою очередь работы, составляющие медицинскую деятельность, предусматривающие проведение: однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизы; комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизы (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической), объединить в единый вид работы (услуги) – стационарная судебно-психиатрическая экспертиза.
ПРОЕКТ:
Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность
Работы (услуги) по:
1. авиационной и космической медицине
2. акушерскому делу
3. акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности)
4. акушерству и гинекологии (использованию вспомогательных репродуктивных технологий)
5. акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности)
6. аллергологии и иммунологии
7. анестезиологии и реаниматологии
8. вакцинации (проведению профилактических прививок)
9. водолазной медицине
10. военно-врачебной экспертизе
11. врачебно-летной экспертизе
12. гастроэнтерологии
13. гематологии
14. генетике
15. гериатрии
16. гигиеническому воспитанию
17. гистологии
18. дерматовенерологии
19. детской кардиологии
20. детской онкологии
21. детской урологии-андрологии
22. детской хирургии
23. детской эндокринологии
24. диетологии
25. забору гемопоэтических стволовых клеток
26. забору, криоконсервации и хранению половых клеток и тканей репродуктивных органов
27. заготовке, хранению донорской крови и (или) ее компонентов
28. изъятию и хранению органов и (или) тканей человека для трансплантации
29. инфекционным болезням
30. кардиологии
31. клинической лабораторной диагностике
32. клинической фармакологии
33. колопроктологии
34. косметологии
35. лабораторной генетике
36. лабораторной диагностике
37. лабораторному делу
38. лечебной физкультуре и спортивной медицине
39. лечебной физкультуре
40. лечебному делу
41. мануальной терапии
42. медико-социальной экспертизе
43. медико-социальной помощи
44. медицинской генетике
45. медицинской микробиологии
46. медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)
47. медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным)
48. медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым, предсменным, послесменным)
49. медицинским осмотрам профилактическим
50. медицинскому освидетельствованию кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) или приемные родители
51. медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции
52. медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида
на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации
53. медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
54. медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием
55. медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)
56. медицинской оптике
57. медицинской статистике
58. медицинскому массажу
59. медицинской реабилитации
60. неврологии
61. нейрохирургии
62. неонатологии
63. нефрологии
64. общей врачебной практике (семейной медицине)
65. общей практике
66. онкологии
67. организации здравоохранения и общественному здоровью
68. ортодонтии
69. остеопатии
70. оториноларингологии (за исключением кохлеарной имплантации)
71. оториноларингологии (кохлеарной имплантации)
72. офтальмологии
73. патологической анатомии
74. педиатрии
75. пластической хирургии
76. профпатологии
77. психиатрическому освидетельствованию
78. психиатрии
79. психиатрии-наркологии
80. психотерапии
81. пульмонологии
82. радиологии
83. радиотерапии
84. реабилитационному сестринскому делу
85. реаниматологии
86. ревматологии
87. рентгенологии
88. рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению
89. рефлексотерапии
90. сексологии
91. сердечно-сосудистой хирургии
92. сестринскому делу
93. сестринскому делу в косметологии
94. сестринскому делу в педиатрии
95. скорой медицинской помощи
96. стоматологии
97. стоматологии детской
98. стоматологии общей практики
99. стоматологии ортопедической
100. стоматологии профилактической
101. стоматологии терапевтической
102. стоматологии хирургической
103. судебно-медицинской экспертизе
104. амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
105. стационарной судебно-психиатрической экспертизе
106. сурдологии-оториноларингологии
107. терапии
108. токсикологии
109. торакальной хирургии
110. травматологии и ортопедии
111. трансплантации костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток
112. транспортировке гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга
113. транспортировке половых клеток и (или) тканей репродуктивных органов
114. транспортировке органов и (или) тканей человека для трансплантации
115. трансфузиологии
116. ультразвуковой диагностике
117. урологии
118. физиотерапии
119. фтизиатрии
120. функциональной диагностике
121. хирургии
122. хирургии (комбустиологии)
123. хирургии (трансплантации органов и (или) тканей)
124. хранению гемопоэтических стволовых клеток
125. челюстно-лицевой хирургии
126. экспертизе временной нетрудоспособности
127. экспертизе качества медицинской помощи
128. экспертизе профессиональной пригодности
129. экспертизе связи заболевания с профессией
130. эндокринологии
131. эндоскопии
132. эпидемиологии
Звоните +7 (843) 203-44-46 для получения консультаций по всем вопросам лицензирования медицинской деятельности в Казани и РТ.
Читайте также: Получение медицинской лицензии в Казани под ключ
Скачать word: Проект Постановления Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности» 2021 — 2022 год